МЕЧ, рубящее и колющее длинноклинковое (до 1,5 м) оружие с прямым обоюдоострым клинком. Бронзовый М. появился во 2 тысячелетии до н. э., железный — в начале 1 тысячелетия до н.э. Длина их была не более 70 см. Эфес меча состоит из рукояти, гарды (обычно типа крестовина) и головки. У некоторых мечей гарда может иметь форму круга, а головка представлять собой набалдашник. В качестве дополнительных элементов защиты руки отдельные мечи имеют дужки и лангет (небольшой щиток для защиты большого пальца). Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой (либо выполняется целиком из металла). Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку (расклепанный конец хвостовика).

Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Мечи с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития, в зависимости и от оборонительного вооружения, и от приемов боя, форма меча изменялась.

После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 вв., длинный меч стал массовым оружием во всем регионе.Ведущим типом меча в этот период стал каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии Каролингов. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80 — 90 см, шириной 5 — 6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.

Скандинавский меч, который еще называют норманским, очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Он был достаточно толстым в поперечнике, имел очень массивный противовес (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшую гарду (или вообще не иметь ее). Некоторые мечи имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.

Мечи 9 — 10 вв. имеют ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являются только рубящим оружием. Мечи 11 — 12 вв. с заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют значение не только рубящего оружия, но и колющего. Мечи изготовляли из железа и сварочного булата. В конце 12 в. рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения доспехов.

Ножны у мечей деревянные и покрываются кожей или материей и привязываются к поясной портупее на перевязи, каждый конец которой, разрезаный на ремни, образует плетеное кожаное кольцо.

Ремни эти обычно покрыты бархатом, шелком и шиты золотом, а иногда украшены финифтью. К этому времени относится появление рыцарского оружия. Рыцарские мечи выделяются своей красотой, считаясь благородным оружием. В продолжение месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благословляли священники и даже освящали. Лучшие хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Им дают имена, как это делалось еще во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого завета. Их происхождению часто приписывали сверхъестественный характер; некоторые из них якобы обладали волшебными свойствами.

В первой четверти 14 в., после внедрения латного доспеха, клинок рыцарского меча стал длиннее, что увеличивало силу его удара и дистанцию. Так появился полутораручный меч, сначала в Германии, потом — в Англии, затем — в остальных странах Западной Европы.

Классический рыцарский длинный меч окончательно оформился к 13 в. Средняя длина его клинка составляла 75 — 80 см, максимальная — 90 см. Меч был плоский, шириной 5 см и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием-противовесом, которое очень часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей «святость» меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в бою не использовали. Вес меча составлял 1,25 — 1,8 кг.

В настоящее время, согласно европейской классификации, под коротким мечом понимается меч длиной до 60 см (2 фута), длинным — от 60 до 115 см (2 — 3,5 фута), полутораручным — 115 — 145 см (3,5 — 4,5 фута), двуручным — больше 5 футов, то есть 152 см. Клинок последнего был шириной 5 — 6 см. Длина его рукояти составляла около 30 см, весил он от 3,5 до 5 кг. Двуручный же «тяжелый меч» весил до 8 кг и мог доходить в длину до 2 м.

На Руси меч являлся дорогостоящим предметом вооружения, часто передавался от отца к сыну. Мечи 10 — 12 вв. имеют клинок длиной около 100 см, шириной 4 — 6 см, толщиной средней части клинка 3 — 6 мм. Переход в 14 — 15 вв. от кольчуги к наборным доспехам повлиял и на эволюцию меча. Доспехи в бою легче было проколоть, чем разрубить. Поэтому прежнее рубящее действие меча заменяется в 14 в. на колюще-рубящее. Мечи становятся длиннее (до 120 — 140 см). Их рукоять делают большой, крестовину — прямой и длинной (до 26 см). На клинке меча появляются трехрядные долы.

КОПЬЕ, колющее или метательное (общей длиной от 1,5 до 5 м) длиннодревковое оружие. Появилось в эпоху палеолита (древний каменный век). Первоначально представляло собой заостренную палку, позднее — древко с наконечником. История развития копья — это история трансформаций, скрещивания и мутаций всевозможных видов наконечников. Специфика использования оружия на длинном древке заключается в работе на большой дистанции и потому взлет и упадок этих видов оружия тесно связан с развитием вспомогательных боевых элементов. Хотя копье — один из наиболее древнейших видов оружия и останки копий найдены в наиболее древних культурных слоях человеческих стоянок, все же расцвет копья начинается в бронзовом веке, когда появление металла повлекло расширение и разнообразие форм наконечников. Прежде всего изменился способ крепления наконечника к древку; если раньше он привязывался с внешней стороны древка за хвостовик, то теперь наконечник либо одевался как перчатка и, кроме того, при наличии внешних кольцеобразных ушек, туго привязывался шнурком, пропущенным через ушки, расположенные в нижней части наконечников, либо сам расклинивал древко, впиваясь в него, как палец в напальчник. В Древней Руси копье являлось самым распространенным видом вооружения.

Копье состоит из древка — ратовища, иногда называемого также искепищем, и железного или булатного наконечника, состоящего в свою очередь из пера, т.е. клинка, трубки, или тулеи, куда вставляется древко, шейки — самой тонкой части между тулеей и пером и у более поздних копий — яблока — расширения на шейке. Железная оковка на конце древка, служившая для упора в землю, также в виде копьеца, называется подтоком. Для скрепления древка-ратовища с наконечником в тулее обычно делалось два круглых отверстия, в которые вбивались гвозди — загвоздки. Более древние копья 11 — 14 вв. были чрезвычайно разнообразны по величине и по форме: от плоских, листовидных, до узких, длинных, трех- и четырехгранных, наподобие жала. В раннюю пору копья с жаловидным острием встречаются гораздо реже и связываются археологами с культурами сибирских и финских народностей. Длинные граненые копья получают распространение в России с 16 в. в связи с усилением кольчуги на груди и спине сплошными металлическими пластинками — зерцалами, требующими для поражения более сильного удара. Несомненно, разные типы копий долго сосуществовали. В Новгороде применялись четырехгранные бронебойные копья и в 14 в. Копье переходной формы уже узкое и четырехгранное, но еще почти ромбовидное, использовалось в 13 в. С 14 — 15 вв. начинает появляться и яблоко, обычно отсутствующее в копьях 11 — 13 вв. В 16 в. от тулеи копья начинают оттягиваться помочи, или пожилины, усиливающие древко копья в верхней части. Они особенно увеличиваются в 17 в., когда копье поступает на вооружение копейных рот нового строя.

Сама форма наконечников стала более разнообразной. Можно выделить пять копейных разновидностей наконечников.

1) Простая вытянутая, жалообразная форма наконечника имела наибольшее распространение наряду с треугольной формой. Наконечник одевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Наконечники жалообразной формы предназначались для нанесения глубоких проникающих ран, имели обычно четырехгранную форму и копье с такими наконечниками являлись обычным вооружением пехоты в составе регулярных боевых соединений. Помимо наконечника, копья имели «султан» — цветной развевающийся на ветру хвост обычно из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не только украшением, но и для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило бы в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар. Той же цели — предохранению руки от скольжения по древку — служил выступ, располагавшийся в районе центра тяжести копья и способствовавший более устойчивому удержанию копья во время боя.

2) Другой, очень распространенной формой наконечника, являлась листообразная форма. Такие наконечники имели две сильно выраженные плоские симметричные режущие поверхности, плавно расширяющиеся в начале и медленно сужающиеся к кончику наподобие вытянутого равнобедренного треугольника. Для усиления наконечника и придания ему большей прочности вдоль него к острию тянется дополнительное ребро жесткости. Раны, наносимые копьем с треугольным наконечником, являются более широкими и вызывают обильное кровотечение. В то же время, наконечник обладает меньшей прочностью и не предназначен для пробивания доспехов. В целом, раны, наносимые треугольным наконечником, являются более опасными. По мере перехода от бронзового оружия к металлическому, удельный вес копья с такими наконечниками увеличивается, т.к. более прочный железный наконечник компенсировал ослабление из-за расширения.

3) Логическим продолжением идеи расширения лезвия наконечника явились наконечники ромбовидной формы. Такие наконечники широко использовались при охоте на диких животных, а также при борьбе пехотинцев с кавалеристами и всадников с пехотой. Для нанесения раны таким копьем требовалось значительное усилие, которое развивал всадник на полном скаку, либо пехотинец, уперевший один конец древка в землю, а острие направивший на коня налетающего кавалериста. Часто копье снабжались более толстым, чем обычно, древком, способным не обломиться под тяжестью налегающего тела.

4) В противовес копьям с расширенным ромбовидным наконечником и усиленным древком, рассчитанным на борьбу пехотинца со всадником, появляется также вариант копья с удлиненным наконечником.

Кинжалообразный прямой клинок был особенно удобен кавалеристам, наносившим глубокие проникающие раны и способным работать таким копьем на дальней дистанции наподобие меча. Из оружия, используемого для прямолинейных колющих движений, копье постепенно трансформируется в многофункциональное гибкое приспособление для боя на дальней дистанции с использованием круговых, вращательных, спиральных и других движений, блоков и финтов. Т.к. всадник был способен таким кинжальным наконечником «пропороть» противника насквозь, то, чтобы лезвие не вязло в теле, сразу за ним часто располагался ограничитель, отделявший лезвие от древка. Для придания наконечнику большей прочности по центру его проходило ребро жесткости, по направлению к которому клинок постепенно утолщался.

5) Интересной разновидностью кинжалообразного клинка являлся кривой клинок в форме сужающейся волны.

Применение волнообразного клинка имеет свои особенности. Прежде всего, кончик всегда направлен под некоторым углом к горизонтали, что позволяет ему под усилием огибать твердые поверхности и соскальзывать с них. Например, кинжальный клинок, попав в бляшку, пуговицу на одежде, не пойдет дальше. Волнообразный клинок соскользнет с такого препятствия и пройдет мимо него, поразив противника рядом с пуговицей. Попытки сочетать достоинства зазубренных или волнообразных краев с широким клинком наконечника приводят к возникновению многочисленных вариантов копий, имеющих два, три и более утолщений на широких, «листообразных» наконечниках. Однако, в отличие от волнообразных клинковых наконечников, такие зазубренные наконечники труднее проникают вглубь тела противника, а проникнув внутрь, часто застревают там. копья с такими наконечниками предпочитали использовать для метания, причем всадники часто привязывали к древку ремешок или веревку, позволяющую подтянуть копье назад в случае промаха и использовать копье вторично. Вообще же опытный воин метал копье очень точно, чему предшествовали многочасовые тренировки с мишенями, и дальность боя копья, брошенного рукой, составляла 30 — 40 м. Многие народы использовали для метания копья специальные метательные дощечки, которые, как бы, удлиняли руку воина, и за счет получаемого дополнительного плеча значительно выигрывали в силе броска. С помощью метательной дощечки дальность боя повышалась до 70 — 80 м, что, однако, практически полностью потеряло свою актуальность после широкого и повсеместного распространения луков. Тренировкам копейщиков уделялось значительное время и внимание во всех странах мира, т.к. копье являлось основным оружием боя на средней дистанции. Всадники тренировались, нанося удары копьем на полном скаку по специальным мишеням, вначале неподвижным, но, по мере усложнения тренировки, перемещаемыми с переменной скоростью. На конец копья надевался кусок тряпки, окрашенный красителем, так что место попадания в мишень было сразу видно. Потом переходили к поединкам между двумя воинами с использованием копий с тупыми наконечниками, окрашенными краской. Искусство воина владеть копьем достигало исключительных высот в закрытых монастырских школах древнего Китая. Для использования копья в бою монахи имели все предпосылки, так как традиционно монашеским оружием был идейно сходный с копьем посох. Монахи сумели абстрагировать главную суть посоха — длинное древко как у посоха и острый конец, способный проткнуть противника. Они лишили копье бросавшейся в глаза ассимметрии, и возникло завершенное по своей сути оружие профессионала — копье с наконечниками по обеим сторонам древка.

Существовали и другие варианты развития той же идеи — использовать второй конец древка не менее эффективно, чем конец с наконечником. Копье могло иметь утолщенный второй конец, что позволяло использовать его в качестве дубинки, а кроме того, делало копье, в целом, более сбалансированным; утолщение на другом конце копья уравновешивало тяжелый и широкий клинок наконечника, что было особенно важно для всадников. Они имели возможность помещать копье поперек седла и работать обоими его концами.

Еще одной разновидностью наконечника, широко распространенной в средневековой Европе, была форма наконечника в виде рога. Эта естественная природная форма полностью соответствовала требованиям прочности и надежности.

ЛУК, оружие для метания стрел. В древности он был основным метательным оружием дальнего действия, а в некоторых древневосточных обществах — основным видом оружия вообще. Исключительно ценные боевые качества лука были освоены уже в эпоху мезолита. Лук был важнейшим техническим изобретением древности, позволявшим настигать прежде недоступную добычу, а при военных действиях обеспечивавшим поражение противника на далеком, безопасном для стрелка расстоянии. Если применение камня, дубины или копья можно объяснить случайностью (ведь эти предметы окружают нас), то лук является изобретением, искусственно воплощенным замыслом.

Простой лук представлял собой деревянную палку, согнутую в дугу, концы которой стягивались тетивой. Первый шаг на пути совершенствования лука был сделан, когда луки стали делаться не из одного, а из двух кусков дерева, соединенных в середине под некоторым небольшим углом и усиленных в определенных местах накладками из различных материалов. Сила боя из такого лука зависела от его величины и прочности центральной части. Вторым шагом явилось создание т.н. композитных луков, сделанных не из одного, а из нескольких сортов древесины. Эти луки даже при меньших размерах обладали значительно лучшими боевыми качествами. Композитные луки повсюду вскоре стали основным оружием в древнем мире. Они сгибаются обычно в направлении, противоположном тому, в котором они находятся в ненатянутом состоянии. Композитный лук делался из трех различных материалов. Сначала изготовлялся тонкий, расширяющийся к концам основной хлыст, проходящий по всей длине лука и работающий в качестве каркаса. Обычно для него использовались прочные, гибкие и легкие сорта древесины или бамбуковые пластины. Еще два слоя древесины образовывали спинку и внутреннюю сторону лука, а между ними прокладывались несколько сортов древесины, расположенных ребром, т.е. с перпендикулярным расположением волокон для обеспечения большей прочности. Все эти детали проклеивали клеем, обматывали веревками, пальмовым лыком или другими материалами и покрывали лаками для предохранения от сырости. Тетиву изготовляли из растительного волокна или жил животных и хранили в специальных шкатулках, предохраняя от растяжения, высыхания и сырости.

Первостепенная значимость лука как орудия охоты и боевого оружия отразилась в богатейшем комплексе идеологических представлений самых различных народов планеты, где он является олицетворением мироздания, сил и процессов плодородия и т.п.

Типология лука основывается на двух параметрах: конструкции предмета и его форме. Хотя форма во многом зависит от конструкции, зависимость эта весьма относительна: простую палку можно выгнуть в самую сложную форму, а самый сложный лук может иметь вид простой палки. Луки можно по конструкции подразделить на следующие типы: 1) простой, т.е. состоящий из одного цельного куска дерева; 2) усиленный, когда цельнодеревянная основа усиливается в определенных местах накладками из пластин дерева, рога, кости и других твердых материалов, а также путем привязывания или приклеивания пучков сухожилий; 3) сложный, когда древко лука состоит из более чем одного слоя дерева или другого твердого материала, причем основной слой материала (практически всегда дерево) представляет собой цельный по всей длине лука кусок; 4) составной, когда древко лука собирается из нескольких коротких кусков, образующих его длину. Три последних конструктивных приема могут и, как правило, применялись одновременно для изготовления одного изделия, что позволяло крайне разнообразить конструкцию лука, добиваясь от него необходимых для каждой конкретной задачи свойств. Что касается формы лука, то она варьируется весьма широко, однако для определенных форм луков характерны определенные варианты конструктивных типов. Существующая «этническая» («скифский» лук, «гунский» лук и т.п.) терминология при типологизации отражает сочетание определенной формы лука с определенной конструкцией, связанных с традицией какого-либо этноса и в принципе может быть приемлема, если только не забывать, что эти названия условны, ареал распространения каждого типа много шире ареала этноса-«эпонима».

Особенно широкое распространение лук получил в Египте. Древнеегипетские луки по конструкции были простыми, а по форме — сегментовидными и двояко-выгнутыми. В Египте лук был важнейшим оружием, широко применявшимся на войне в течение всей его древней истории. Не стоит думать, что простой лук является всегда более слабым, чем луки остальных типов: будучи крупных размеров (а египетские луки часто превышали 1,5 м), при применении соответствующих пород дерева, простой лук был очень мощным оружием, примером чему могут служить английские луки, в пределах 100 м пробивавшие доспехи. Наряду с простыми в середине II тысячелетия до н.э. в Египте применялись и сложные луки, склеенные из пластин дерева разных пород, рога и иногда усиленные сухожилиями. По форме эти луки были сегментовидными, как и простые, тех же размеров и, как и они, не рефлексивными, т.е. в спущенном, без тетивы, состоянии они не были изогнуты в обратную натяжению сторону. Сила этих луков была очень большой: стрела из него пробивала медную доску толщиной в палец. Эти сложные луки проникли в Египет из Месопотамии, где были распространены не только сложные, но и сложно-составные луки. Росший в большом изобилии в Месопотамии бамбукоподобный тростник был прекрасным материалом для луков и стрел.

Большая эффективность щитоносной фаланги копейщиков в сочетании с плотной массой сражавшихся одновременно топором и копьем тяжеловооруженных воинов, предводительствуемых колесничными копейщиками и дискометателями, отодвинули дистанционный бой в Месопотамии середины III тысячелетия до н.э. на второй план. В то же время на северо-западе Месопотамии появляется «скифский лук». Его появление и распространение связано непосредственно с конницей скотоводов евразийских степей. Этот лук был маленьким, сигмообразным, размером до 100 см, что иногда связывают с удобством стрельбы с коня, хотя, с другой стороны, известны весьма крупные луки — монгольские, китайские, а то и очень длинные японские, которые с успехом использовали всадники.

Лук жителей евразийских степей был крупным, свыше 1,2 м длины, простым, сегментовидным. Подобные луки были очень сильны, и их приходилось натягивать, уперев нижний конец в землю и помогая ногой.

В новом появлении «скифского» лука решающую роль сыграли традиции востока Азии второй половины 2 тысячелетия до н.э. Восточносибирские луки того же периода были больших размеров, сложносоставные, деревянно-роговые. К этому же типу относятся китайские луки с их сигмообразной формой, с особо крупным и особо загнутым верхним рогом, который снабжался накладкой из нефрита. Это уже вполне сформировавшиеся, сложносоставные, крупные (до 140 см длиной) рефлексивные мощные луки, которые без особых изменений изготовлялись и применялись в Китае на протяжении всего I тысячелетия до н.э. Луки составлялись из разных слоев и кусков дерева различных пород, бамбука, рога, пучков волокон. Для появления этих луков необходимо было наличие комплексно-земледельческо-скотоводческого хозяйства, в котором развитие скотоводства давало возможность широко использовать рог, кость, сухожилия, а керамическое производство позволяло варить клей, сухожилия, соблюдая сложные технологические условия.

Древнейшие степные луки «скифского» типа восходят к китайским, не уступая им по размерам. Уменьшение их размеров происходило постепенно к середине 1 тысячелетия до н.э. в связи с распространением на Запад. А около 8 в. до н.э. максимально уменьшившийся «скифский» лук вновь попадает на Ближний и Средний Восток вместе со специфическим комплексом принадлежностей и снарядов для стрельбы — характерными наконечниками стрел и футляром, где хранились вместе и лук и стрелы.

Классическая форма «скифского» лука включает следующие обязательные признаки: выгнутую в сторону стрелка рукоять, достаточно длинную; плечи, приблизительно вдвое превышающие рукоять по длине и резко отогнутые назад, почти прямые, поэтому изгиб перехода от рукояти к плечу не столько округл, сколько угловат.

Кавказские луки с выгнутой наружу рукоятью восходят к западноиранскому варианту треугольного лука, «скрещенного» с сегментовидным луком.

На территории Руси сложный лук был известен уже в 1 тысячелетии до н.э. Воины Киевской Руси широко пользовались им в бою и на охоте. До нашего времени дошли луки, которыми пользовались всадники поместного войска в 15-17 вв. Материалом для их изготовления служили рог, вареные сухожилия крупных животных и дерево твердых пород — можжевельника, березы, ясеня, дуба. Эти заготовки склеивали клеем из рыбьей чешуи и помещали под пресс. Потом собранный вчерне лук для лучшей сохранности оклеивали берестой, тонкой кожей или пергаментом, покрывали лаком. Каждая часть лука имела свое название. Главные части лука — древко и тетива. Древко является пружиной, тетива — струной. Части древка: средняя — кибить, середина кибити — рукоять или рукометь, концы — рога, толстая часть рогов — подзоры, тонкие — мадианы, вставки против мадиан — кости (они делались из кости или рога, чтобы тетива хорошо держалась на месте и не протирала деревянные концы лука). Футляр для лука назывался налучье (или лубье), для стрел — колчан. Вместе они составляли комплект, называемый саадаком. Изготовляли саадаки из кожи или сафьяна. Налучье с луком воины носили на левой стороне, колчан со стрелами — на правой. Дальность стрельбы из лука достигала 300 шагов, при стрельбе с лошади увеличивалась на 50-60 шагов. Лук применялся в России до 17 в., а воины Башкирского, Тептярского и Калмыцкого войск пришли с ним в 1814 даже в Париж.

Страной, где лук был распространен очень широко, была Англия. Английские лучники были вооружены луком, длина которого равнялась 1,83 м, длина стрелы — от 0,915 м до 1,5 м, дальность полета легкой стрелы до 350 м, тяжелой стрелы 180 — 200 м, меткость — до 100 м: стрела попадала в стрелу.

По техническим данным лук вогулов превосходил длинный английский лук. Длина лука вогулов достигала 2,135 м, длина стрелы — от 1,7 м до 2 м, дальность полета стрелы — 350 м.

Рыцарские латы легкой стрелой длинного английского лука пробивались с 70 м, тяжелой — на дистанции до 150 м. Однако в 1364 в бою при Ордуа стрелы английских лучников не пробивали панцирей французских рыцарей. Скорострельность лука была очень высокой. Английские лучники выпускали в минуту 10 — 12 стрел, а знаменитые в то время генуэзские арбалетчики только четыре стрелы. Лучник мог через тетиву забрасывать лук за спину и вести рукопашный бой. Вертикальное положение лука в бою (у арбалета для стрельбы обязательным являлось горизонтальное положение) позволяло на одном и том же участке построения разместить в два-три раза больше лучников, чем арбалетчиков. В этом заключались тактические преимущества лучников перед арбалетчиками.

Национальным оружием крестьянства в Англии долгое время оставался длинный тисовый лук, стрелы которого на расстоянии до 300 шагов пробивали рыцарский панцирь. В бою при Кресси (1346) английские лучники выпускали от 10 до 12 стрел в минуту. Применение лука почти прекращается в европейском вооружении с половины 16 столетия; лишь ландскнехты и английские стрелки применяют его позднее (последние даже в 1627). Колчаны для стрел обычно делались из дерева и нередко украшались резьбой и позолотой. Чтобы тетива спущенного лука не ударяла по пальцам, последние защищались браслетом, металлическим или из слоновой кости.

У индейских племен Бразилии лук и стрелы были главным орудием охоты. С луком индейцы Бразилии охотились как за дичью, так и за рыбой, стреляя в нее с лодки. Длина лука достигала 2,5 м, длина стрелы 1,5 — 2 м. Индейский стрелок попадал в цель на небольшом расстоянии. Американские индейцы били из лука бизонов. Индусы охотились с луком на тигров. Сибиряки били из лука самых крупных зверей: медведей, лосей, оленей и т.п. Японцы делали лук из китового уса и бамбука.

Современный спортивный лук — прямой потомок сложного боевого. К древку, состоящему из двух армированных стеклопластиком деревянных плеч и рукоятки из металла или дерева, крепятся подвижный прицел, полочка для опоры стрел и до четырех стабилизаторов; 3-мм тетива свита из прочных синтетических нитей. Спортивный лук изящен и легок: при размерах в рост хозяина весит чуть более 1,5 кг. Большинство спортивных луков, спроектированных для охоты, являются, по сути, многофункциональными, то есть могут использоваться и в соревнованиях по стрельбе в цель. Их плечи, фиксируемые на массивном основании регулировочными винтами, сделаны из стекловолокна и твердых пород дерева; рукоять из полужесткой резины не скользит в руке; камуфлирующая окраска говорит об изначальном предназначении. Система блоков со стальными тросиками, натяжение которых также регулируется винтами, позволяет оптимально распределить и уравновесить силы, действующие на тетиву, изготовленную из особо прочного и упругого синтетика с названием fast flight («быстрый полет»). 45-дюймовый (114-см) лук относится к разновидности полудлинных и может приводиться в действие непосредственно пальцами, а не только с помощью специального спуска.

АРБАЛЕТ (франц. arbalete, от лат. arcus — лук и ballista — метательный снаряд), самострел, метательное оружие в виде мощного лука, укрепленного на деревянной ложе (станке), что позволяет вести более точную стрельбу, принципиально отличаясь от лука по способу прицеливания.

Стрельба из арбалета ведется болтами (англ. bolt — стрела) — это короткие стрелы с кожаным или деревянным оперением (или без него). Первые арбалеты в европейских войсках появились в 9 в. В 1139 Папа Римский на втором Латеранском соборе предал арбалет проклятию как «богопротивное оружие» и предложил исключить его из вооружения христианских войск. Однако в последующие десятилетия 12 в. арбалеты не только не вышли из употребления, но напротив, получили повсеместное признание. Отказываться от них начали лишь в 16 в. по мере все большего распространения и совершенствования огнестрельного оружия, хотя германские ландскнехты использовали арбалет до конца 16 столетия, а британские стрелки воевали им даже в 1627. Средневековый арбалет состоял из деревянной ложи с прикладом, позволявшим вскидывать его на плечо. В ложе был устроен продольный желобок, куда клали короткую тяжелую стрелу (болт). К противоположной прикладу оконечности ложи прикрепляли лук, сделанный из рога, деревянных пластинок, стянутых жилами, либо из стали. Крепкую толстую тетиву обычно сплетали из воловьих жил или пеньки. Натянуть ее руками было очень сложно.

В зависимости от способа взведения тетивы средневековые арбалеты делились на три основных типа. У наиболее простого тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного арбалета тетиву натягивали зубчатым механизмом. А самым грозным и дальнобойным стал арбалет, снабженный воротом — блочным устройством с двумя рукоятками.

Каждый последующий из названных типов был совершеннее предыдущего, но требовал больше времени на перезарядку. Поэтому численно преобладали арбалеты первого типа. «Козья нога» висела на толстом широком кожаном поясе, соединенная с ним металлическими заклепками. Ею цепляли тетиву, ногой упирались в стремя на конце ложи за луком и, откидывая корпус назад, взводили арбалет в боевое положение. От случайных выстрелов избавлял предохранитель, а специальная защелка не позволяла стреле выпадать из арбалета при опускании его вниз.

На Руси арбалеты назывались самострелами. Они были известны здесь с 10 в. Самострел на Руси представлял собой небольшой, сделанный из рога или железа лук, крепившийся к деревянной ложе, на которой в имеющийся желобок закладывали короткие, кованые из железа болты. Натянутая тетива цеплялась за рычаг-спуск, нажимая на который стрелок спускал тетиву.

Позже самострелы стали подразделяться на ручные и станковые. Ручной самострел натягивался с помощью стремени (железной скобы для упора ногой, или ворота), а спуск производился простейшим спусковым устройством. Станковый самострел устанавливался на особом станке (раме) с колесами. В нем применялся стальной лук и толстая тетива из веревки или воловьих жил, для взведения которой использовалось зубчатое приспособление — самострельный коловорот. Введение коловоротов представляло собой крупное усовершенствование в устройстве самострелов, так как для натягивания тетивы самострелов, создававшихся в 12-14 вв., привлекалось до 50 воинов.

В 16 в. самострелы на Руси теряют свое значение из-за развития огнестрельного оружия.

В европейских войсках арбалеты служили долгое время параллельно с огнестрельным оружием, потому что по меткости не уступали первым его образцам и кроме того обладали бесшумностью; они состояли на вооружении в Западной Европе до конца 16 столетия.

Во время мировой войны 1914-1918 германцы применяли станковый арбалет в качестве гранатомета. Весь этот арбалет со станком был сделан из стали. Лук — рессорной конструкции, тетива — из стального троса; впереди рессоры имелась опорная перекладина, чтобы не было лишних напряжений лука и тетивы. Натягивали лук при помощи вращающейся рукоятки: при этом на вал наматывалась бечевка и тащила ползун тетивы до остановки на шептале спускового механизма. Силу натяжения лука, а следовательно, и дальности стрельбы можно было регулировать.

В нынешнем столетии арбалет иногда проявлялись как боевое оружие в национально-освободительных войнах, чаще всего они использовались в качестве самострела-ловушки.

С середины 50-х гг. в странах Запада развивается арбалетный спорт. Именно современные спортивные модели послужили образцом для создания боевых арбалетов. По своим габаритам и весу они близки к автоматам и пистолетам-пулеметам. Часто делаются разборными, что упрощает их транспортировку и маскировку.

За последнее время интерес к арбалету как к альтернативе огнестрельному оружию для решения некоторых специальных задач вновь возрос. Объясняется это в первую очередь совершенствованием конструкции самих арбалетов. Использование легкого пластика для изготовления ложи, современных легких материалов для лука позволили существенно снизить вес арбалета, а в некоторых образцах сделать его складным.

Приклады арбалета бывают как постоянными, так и откидными. Имеется целый набор оптических, лазерных и коллиматорных прицелов. Луки боевых арбалетов изготовляются из композитных материалов, тетиву к ним иногда крепят с помощью системы небольших блоков. Взведение ее осуществляется по-прежнему вручную, посредством стремени либо небольшого ворота. Прямо к ложе арбалета крепят от 3-х до 6-и стрел из металла или пластика. Имеются стрелы, снабженные взрывными и зажигательными снарядами, срабатывающими от взрывателей ударного действия. Спусковой механизм у всех моделей боевых арбалетов размещен в рукоятке пистолетного типа.

Современные образцы боевых арбалетов приняты на вооружение силами специальных операций во многих странах мира. По некоторым характеристикам арбалет опередил огнестрельное оружие в специфических условиях применения.

Дальность эффективной стрельбы зависит от материала и величины лука, материала тетивы, применяемой стрелы, используемого прицела. В боевых арбалетах применяют луки композитные или из высокоупругих легированных стальных сплавов. Их энергетическая емкость зачастую превосходит дульную энергию пули «парабеллумовского» патрона 9х19 мм, выстреливаемой из пистолета или пистолета-пулемета. К тому же боевая стрела, обладая великолепными аэродинамическими качествами, медленнее теряет энергию в полете, чем большинство пуль. В целом боевой арбалет превосходит по кучности и точности стрельбы на дистанции 50-100 метров большинство пистолетов-пулеметов, сохраняя эффективность стрельбы до 150 м. Что касается убойного действия стрел, оно достаточно велико и при попадании в жизненно важные органы противник погибает мгновенно. Однако у стрел есть и другое преимущество — использование специальных неизвлекаемых наконечников гарантирует тяжелое ранение противника. Опасны стрелы и для бронежилетов, в которых не используются стальные (керамические) пластины. Дело в том, что чрезвычайно острый наконечник не рвет, а раздвигает нити защитной ткани и стрела с таким наконечником «раздвинет» тканевый бронежилет и достанет его носителя. Боевой арбалет применяется как многоцелевое устройство. Помимо скрытного уничтожения противника, он используется для преодоления препятствий, так как с его помощью можно протянуть тонкую, но прочную нить через реку или пропасть. Таким же образом забрасываются проволочные антенны на деревья или здания для увеличения дальности связи находящейся в тылу противника группы специального назначения с «большой землей». С помощью арбалета можно установить подслушивающие устройства и разведывательно-сигнализационные приборы на объекте, проникновение к которому обычным способом невозможно. Арбалетом добывают пропитание, охотясь на животных и сбивая плоды с высоких деревьев. По универсальности он значительно превосходит огнестрельное оружие.

Про бесшумность арбалета можно сказать, что звук работы его частей существенно ниже, чем при выстреле из пневматической винтовки. Отсутствие соприкасающихся металлических деталей устраняет лязг, характерный даже для самых совершенных образцов бесшумного огнестрельного оружия. Силы специальных операций рассматривают арбалет как боевое оружие в первую очередь благодаря его исключительной малошумности. Таким образом, арбалет сегодня все увереннее занимают подобающее место в арсенале подразделений специального назначения.

ТОПОР, ударно-рубящее оружие, состоящее из металлической (в период палеолита — каменной) ударной части — бойка, называемого чаще всего клинком (что не совсем правильно, однако, учитывая широкое распространение в литературе этого термина, в статье применен именно он) и деревянной рукоятки — топорища. Имея относительно большую массу клинка и небольшую площадь поражения, топор благодаря этому имеет очень большую пробивную способность. К преимуществу топора относится и способность к универсальности: они подходят и для боя с противником, вооруженным легко, и с противником, имеющим защитное вооружение. Универсальность состоит и в том, что, изменяя форму и размер клинка, длину топорища, можно создавать различные варианты топоров, как специализированных, так и являющихся многофункциональными. К недостаткам же топора можно отнести меньшую точность поражения, так как поражающий элемент — лезвие довольно далеко отстоит от ладони и не поддается тонкому мышечному контролю. Впрочем, точность эта достигается соответствующей тренировкой бойца. Многие основные типы топоров из металла изготавливались на Востоке, в частности, в Месопотамии, уже в 4 тысячелетии до н.э.. У этих топоров имеется развитый обух, который помимо прочего использовался и в качестве поражающего элемента ударного действия. Обух бронзовых топоров выполнял те же функции, что и каменных: он придавал дополнительную прочность относительно хрупкому каменному топору, в котором высверливалось широкое отверстие. В 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии вырабатываются четыре основных типа боевых топоров, представленные разнообразными вариантами. Первый и второй характеризуются узким горизонтальным прямоугольным клинком, типы третий и четвертый — клинком с округлой боевой частью.

Овладение железной рудой обострило наметившиеся еще в бронзовом веке тенденции и привело к созданию многочисленных вариантов боевых топоров. В первую очередь, тяжелых топоров с широким лезвием. Совершенствование обработки металлов привело к тому, что клинок на топорище стал насаживаться (а не привязываться), то есть древко проходило в специальное, сложной формы, отверстие, расположенное вдоль обуха (всад, проушина) и расклинивалось. Появилась также бородка, увеличивающая площадь опоры клинка в вертикальной плоскости и приливы (крылья щек), выполняющие аналогичную функцию в горизонтальной. Расклинивание часто делалось с помощью специального набалдашника, который вворачивался в древко с противоположной от ручки стороны и заостренным концом торчал наружу, выполняя роль дополнительного поражающего элемента. Ручка топорища цилиндрической формы несколько расширялась книзу, что естественным образом предотвращало движение топора вдоль древка. Широкий дугообразный клинок имел две основные формы, между которыми располагался целый ряд промежуточных. Такие топоры были эффективны против закованного в латы врага, за счет своей массы они сминали металлические доспехи, а резкое сужение (заточка) лезвия позволяло концентрировать усилие вдоль узкой полосы и повышало эффективность. С обратной стороны от лезвия (тыльной стороны) на обухе боевые топоры имели острый, иногда закругляющийся книзу наподобие зуба крюк, пробивавший доспехи насквозь и часто изготовлявшийся из твердых сплавов. Таким образом, в боевых топорах обух являлся также ударной частью, сминавшей за счет своей массы доспехи и пробивавшей их крюком. Особенно полезно такое использование обуха было для широкого клинка — более тонкого с постепенным сужением к острию и очень острой заточкой. Такое оружие уже просто нуждалось в дополнительных элементах для борьбы с доспехами, предназначалось же для нанесения широких ран, наподобие рубленных мечом, но более глубоких из-за большой массы топора и размещения этой массы концентрировано в точке, наиболее удаленной от начала рукоятки. Такое расположение массы резко повышало мощность удара и переводило топор в число основных соперников меча. Ввиду большой силы удара, древко в области захвата рукой покрывалось насечками или обматывалось материалом, впитывавшим влагу с потных рук и предотвращавшим соскальзывание руки с ручки. Часто в конце ручки укреплялся круглый набалдашник, служивший той же цели — воспрепятствовать соскальзыванию руки с топорища. Кроме того, набалдашник выполнял защитную функцию, предохраняя рукоятку от разломов и трещин. Наиболее распространенными при производстве рукояток были твердые породы дерева — клен, гикори, ясень, ореховое дерево. Особой разновидностью широколезвийных топоров были топоры с удлиненной рукоятью, предназначенные для работы двумя руками. Особенностью рукояти таких топоров являлось отсутствие насечки, а также укрепленный вместо набалдашника шип или наконечник. Шип (острие) на обратной стороне ручки предназначался для нанесения колющих ударов и позволял работать обоими концами топора при хвате одной рукой вблизи лезвия, а второй — в конце рукояти. Топор превратился в сочетание топора с коротким копьем. Разнообразные наконечники (шипы), как правило, являлись дополнением основного лезвия топора. Если сам топор имел массивный обух с крюком для борьбы с доспехами, то наконечник имел более широкое и «слабое» лезвие в виде листа и предназначался для нанесения широких ран в незащищенные доспехами места. Если же лезвие топора было более облегченным, то наконечник имел простую форму удлиненного веретена и обладал высокой прочностью. Часто вблизи наконечника находилось утолщение или даже специальная «розетка», предотвращавшая слишком глубокое проникновение в тело противника и застревание в нем. Сам обух топора с удлиненной рукоятью претерпел значительные изменения и часто вместо обуха с крюком появляется второй уменьшенный клинок, по форме все еще повторяющий крюк. В то же время, клинок, в целом, становится легче, но уменьшение веса компенсируется тем, что удар наносится двумя руками. За счет появления второго клинка и облегчения веса топора, он становится более сбалансированным и универсальным оружием, что сказывается на технике его применения, становящейся более гибкой и разнообразной.

Топоры часто применялись как парадное оружие, и на клинке, а также на обухе и рукояти наносились орнаментальные узоры и тотемные изображения хищных животных (тигры, драконы, орлы), олицетворяющих собой силу и свирепость. Считалось, что эти животные охраняют носящего их изображение воина и передают ему свою силу. Кроме того, блеск клинков, оскаленные морды чудовищ и гортанные выкрики воинов — все это было направлено на устрашение противников. Дальнейшая трансформация клинка привела к появлению легкого универсального топора с длинной рукоятью, использовавшегося воинами-кавалеристами. Лезвие своей широкой дугообразной частью оказалось как бы перевернутым в сторону рукояти, а обухом, трансформировавшимся во второе небольшое лезвие — от нее (китайский цоцзыфу). В части клинка, входящей в древко, делались специальные отверстия для крепления рукояти. Сам клинок оказывался строго симметричным по отношению к топорищу, легким, плавно сужающимся к краям и имеющим очень острую заточку. Выпирающий наподобие крюка край сводил всю силу удара к одной точке, значительно повышая его эффективность. Легкость, значительная длина ручки, форма клинка, имеющая три режущие грани, все это делало такой вид топора исключительно удобным для пользования кавалеристами. Длинная рукоять позволяла доставать противников, не слишком выгибаясь в седле. Форма клинка позволяла работать как при взмахе рукой снизу, так и при ударе сверху, не вращая топора. Кроме того, симметричное расположение клинка делало топор более сбалансированным, легче управляемым, а падение мощности удара из-за падения веса топора компенсировалось тем, что удар наносился на скаку, по широкой амплитуде, так что в конце движения оружие приобретало большую скорость. С обратной стороны рукояти вделывалось кольцо, позволявшее подвешивать топор к седлу, а на лезвие одевались деревянные, отделанные кожей ножны.

Основное количество топоров в древности изготавливалось вручную, этот способ доминировал до середины 19 в., когда в практику широко вошла отливка. Простой топор обычно состоял из двух частей. Полосу железа нагревали и сгибали вокруг съемной металлической формы, делая таким образом отверстие (проушину) для рукоятки. Концы полосы сваривались вместе, формируя клинок. Для режущего края клинка приваривалась тонкая полоса более ценного и прочного металла. Далее поверхность подвергалась обработке для сглаживания неровностей. Большинство видов топоров делались по данному образцу, но в дальнейшем к обуху приваривали дополнительную полосу металла, чтобы изготовить необходимый прямоугольник, трубку, острие в зависимости от предполагаемого использования обуха. При менее распространенных способах производства топор ов использовалось: 1) высверливание проушины в цельной металлической заготовке; 2) изготовление клинка из двух металлических полос с добавлением сверху стальной вставки между ними и стальной полосы на режущем крае и др.

Благодаря своей универсальности топор широко использовался во всех странах и во всех родах войск. А с появлением огнестрельного оружия еще долгое время продолжались попытки соединить их (крикет) вместе.

БУЛАВА (от лат. bulla — шарик), оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде стержня (деревянной рукоятки) с каменной или металлической головкой. Разновидность палицы. В античном мире применялась редко. У римлян булава (клава) появилась во 2 в., в Западной Европе была распространена в средние века (с 13 в.), на Руси — в 13 — 17 вв. Наиболее широко булава с головкой шарообразной формы, разделенной на ребра-пластины (шестопер), применялась в Средней Азии. У казаков булава (насека) существовала до начала 20 в. Нередко булава служила символом власти: ее носили турецкие паши, польские и украинские гетманы, казацкие (станичные и поселковые) атаманы в России.

КИНЖАЛ (от араб. ханджар), обоюдоострое короткоклинковое оружие с прямым (иногда изогнутым) клинком. Кинжал ведет свое происхождение со времен неолита.

На Кавказе издавна распространены кинжалы двух основных типов: прямые и изогнутые.

Кинжалы первого типа представляют собой оружие с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, короткой своеобразной рукоятью. Деревянные ножны обтянуты кожей, обычно украшаются металлическим прибором.

Стальные клинки этих кинжалов имеют лезвия, параллельные друг другу, которые к острию резко сужаются. Для усиления боевых качеств клинков их отковывают с выступающей средней частью или с ребрами жесткости, а для облегчения веса вдоль ребер делают долы. Рукояти кинжала имеют расширенное основание, удлиненную головку, узкий черен, они изготовляются из кости или рога, цельными или составными, а их загвоздки, шляпки, прокладки под шляпками и другие накладные детали делаются из металла. Нередко рукоять оковывается металлом целиком. На оборотной стороне ножен обычно имеется гнездо для подкинжального ножичка. Металлический прибор, как правило, состоит из устья, обоймицы и наконечника. Иногда ножны сплошь оковываются металлом.

Изогнутый кинжал отличается от прямого только тем, что конец его клинка изогнут. Соответственно с этим устроены и ножны. Однако изогнутые кинжалы распространены на Кавказе в значительно меньшей степени, чем прямые.

Все кинжалы кавказских народностей имеют некоторые весьма характерные различия в форме клинков, долов, рукоятей, отдельных деталей прибора. Для определения национальной принадлежности кинжала более важным является украшение или орнаментация и способ ее исполнения.

Грузинские кинжалы наряду с кинжалами обычной общей формы имеют и особую форму: клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.

Хевсурские кинжалы имеют обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Армянские кинжалы отличаются от общекавказских лишь в деталях. Так, удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путем вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы — перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях — высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой.Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.

Азербайджанские кинжалы отличаются от армянских главным образом орнаментом, исполненном как на самих клинках, так и на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.

Дагестанские кинжалы по праву считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся за его пределами как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению. В этом отношении вполне заслуженно стоит на первом месте кубачинская группа оружия.

Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по так называемому лезгинскому образцу — однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки т.н. казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, ее головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента — тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком, причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения К. аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.

Узбекские кинжалы хорошо иллюстрируют разнообразие форм кинжалов, изготовляющихся в Ср. Азии, так, например, в Самарканде изготовлялись кинжалы с прямым обоюдоострым клинком европейского типа. Их рукоять и ножны также имеют европейские элементы: прямая крестовина и башмачок, или гребень, у наконечника. Клинок украшен оброном, а прибор — росписью цветной эмалью. На клинке и приборе также воспроизведен среднеевропейский стилизованный растительный орнамент. Одним из центров производства оружия в Ср. Азии была и Хива, где наряду с местным производством клинков в большом количестве производилась монтировка (сборка и украшение) оружия, для которого использовались иностранные клинки.

Кинжалы местного производства, а также иранские и индийские клинки в хивинской монтировке украшены накладным серебром или золотом с тем же чеканным растительным орнаментом — цветы яблони, — как и все хивинское холодное оружие. При этом также широко использовались бирюза и другие самоцветы.

В Турции большое распространение имеют кинжалы двух типов: а) кинжалы с изогнутым клинком и рукоятью, с широкими плоскими головкой и основанием и тонким черенком и б) кинжалы с прямым клинком и утолщенной рукоятью.

Клинки кинжалов первого типа редко орнаментируются, но если они украшаются, то обычно золотой или серебряной насечкой у пятки с одной или обеих сторон.Рукояти и ножны их, изготовленные из дерева, обычно сплошь покрываются металлом (медь, серебро), часто с чеканным или гравированным орнаментом, иногда в сочетании с цветными камнями.

У кинжала второго типа стилизованный растительный орнамент на клинках выполняется оброном. Рукояти часто делаются из кости и местами оковываются чеканными медными или серебряными накладками, а ножны обычно сплошь покрываются тонким металлическим листом с гравированным или чеканным орнаментом.

Сирийские кинжалы по своим общим формам близки к турецким, но имеют меньшую длину и меньший изгиб клинка. В то же время ножны их отличаются резким изгибом, достигающим 180 у конца. Рукояти сирийских кинжалов более плоские с арковидным завершением. Часто рукояти и ножны отделаны металлом, украшенным своеобразным орнаментом, с вплетением в него арабских надписей.

В Иране распространены кинжалы национальной формы и кинжалы среднеазиатского типа с изогнутым клинком. Иранские кинжалы конструктивно сходны с турецкими, но они более изящны и несколько меньше по своим размерам. Их клинки имеют более резкий изгиб и на конце обычно утолщаются для усиления боевых качеств. Рукояти изготовляются из слоновой кости или темного рога, а деревянные ножны оклеиваются кожей. Прибор обычно отсутствует, даже портупейное колечко делается не всегда.

Клинки всех кинжалов, изготовляющихся в Иране, у пяты по обуху обычно украшаются золотой насечкой или гравировкой мелким растительно-цветочным орнаментом, нередко пята украшается изображением животных (излюбленная тема — лев, терзающий лань). На костяных рукоятках вырезается орнамент: стилизованные арабские надписи, военные или бытовые сцены, а кожа ножен украшается тисненным орнаментом. В другом случае рукояти и ножны сплошь оковываются металлом и покрываются растительно-цветочным орнаментом с расписной или перегородчатой цветной эмалью.

Монгольские кинжалы по конструкции сходны с мечами, делаются одинарными и двойными, но значительно короче мечей. Клинки у них узкие, длинные, обоюдоострые, с ребром жесткости, идущим вдоль всей средней части. Рукояти слегка выпуклые, в средней части простые деревянные или искусно перевитые тесьмой. Головка и нижняя оковка рукояти с крестовиной и едва заметным перекрестьем, как правило, изготовляются из стали или бронзы и украшаются по обычаю чеканным с гравировкой своеобразным растительным орнаментом с характерными круглыми клеймами монгольского геометрического орнамента. На крестовине часто изображается голова фантастического животного — дракона с открытой пастью. Ножны этих кинжалов состоят из двух деревянных полированных половинок, иногда оклеенных кожей и скрепленных металлическим устьем, несколькими обоймицами с кольцами и наконечником, которые украшаются тем же орнаментом, что и прибор рукоятей. Производство подобных кинжалов, особенно двойных, получило широкое распространение в Китае для театральных целей. Их прибор украшается в общекитайском стиле.

Японские кинжалы имеют прямые клинки, с ребрами жесткости в средней части, чем сильно напоминают клинки монгольских кинжалов, только у них нижняя боевая часть несколько расширена к концу и утолщена, а на пяте посажена металлическая ограничительная муфта — цуба.

Рукояти кинжалов обычно деревянные, закрепляются на хвостовике с помощью небольшой деревянной шпильки. Ножны также изготовляются из дерева, иногда с гнездом для подкинжального ножичка или металлической шпильки.

Рукояти и ножны японских кинжалов покрываются разноцветным многослойным лаком, инкрустируются костяными, перламутровыми и другими вставками, а рукояти, кроме того, иногда оклеиваются кожей акулы, поверх которой прикрепляются металлические детали прибора или иные фигурные накладки, имеющие чисто декоративное назначение.

Кроме того, рукояти нередко перевиваются цветной тесьмой темных тонов. Металлический прибор рукоятей и ножен также обычно орнаментируется в характерном японском стиле: военные, бытовые и мифологические сюжеты, птицы, звери, деревья, цветы, трава или небольшие пейзажи с изображением горы Фудзи-Яма.

У индийских кинжалов рукояти и клинки изготавливаются обычно из одного и того же материала — стали и булата. У других видов кинжалов рукояти вырезаются из кости, из различных сортов нефрита. По нефриту обычно режется крупный цветочный орнамент, дополнительно украшенный вставками и накладками из драгоценных металлов и камней.

Ножны у индийских кинжалов деревянные, оклеиваются кожей или тканью, устье с портупейным колечком и наконечник обычно металлические. Иногда ножны сплошь покрываются драгоценным металлом и так же, как и прибор, украшаются искусной чеканкой — растительно-цветочный орнамент со вставками из цветных и драгоценных камней.

Своеобразной формой отличаются кинжалы афридиев — одного из небольших афганских племен, живущих на северо-западной границе Индии. Клинки их кинжалов имеют листовидную изогнутую форму.

Для Африки кинжал не являлся характерным оружием, для этой цели гораздо чаще использовали копье. Тем не менее, кинжалы известны и в этой части света. Наиболее типичная форма клинка для районов Центральной Африки — листовидная, для районов Северной Африки — менее симметричная. Размеры таких кинжалов колеблются в значительных пределах, длина их клинков 200 — 250 мм.

Среди арабских племен был известен другой тип кинжала длиной около 500 мм с изогнутым клинком и вычурной рукояткой. Он служил знаком высокого положения, занимаемого его владельцем, и являлся оружием шейхов, вождей.

Кинжал на протяжении многих столетий играл роль вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды. Из-за удобства ношения, несложности в обращении (для которого не требовалось обучения, как, например, обращению со шпагой) кинжал еще и в 16 — первой половине 17 вв. оставался в Европе широко распространенным холодным оружием и у военных, и у гражданских лиц. Однако с созданием регулярных армий кинжал в качестве средства вооружения не получил широкого распространения.

В России в 18 — первой трети 19 вв. Кинжалы состояли на вооружении различных казачьих частей. Твердо установленных образцов в этот период не было, поэтому оружие (в том числе и кинжалы) в основном повторяло традиционные формы и отличалось большим разнообразием в отделке.

В современных армиях кинжал конструктивно оформлен в виде съемного клинкового штыка.